Ветераны войны. Преподаватели. Выпускники

Из воспоминаний…

Вместе со студентами шестнадцати и семнадцатилетними в аудитории пришли демобилизованные участники войны, были и такие, кого фронт сделал инвалидами. В аудиториях стояли грубо сколоченные столы, за которыми на длинных скамьях сидело по пять человек. Остро ощущался недостаток учебников, особенно по спецдисциплинам. Поэтому большая часть времени аудиторных занятий посвящалась писанию конспектов. По техмеханике и теплотехнике конспекты насчитывали по несколько «томов» общих тетрадей. Преподаватель этих дисциплин Михаил Евстигнеевич Петухов появлялся в аудитории с объемными талмудами под мышкой протеза, который у него был вместо правой руки. После блиц-опроса, который обычно сопровождался несколькими двойками, он начинал диктовать очередную тему, сопровождая ее длиннейшими, не вмещавшимися на доске выводами формул.

Совсем другая обстановка была на лекциях по физике, которые читал Александр Петрович Лепишко. Он любил отвлечься от программы и перенестись в область новейших  достижений и открытий теоретической физики. На уроках литературы старейшей россошанской преподавательницы Надежды Митрофановны Грошко было всегда комфортно. Добрая, много повидавшая на своем веку, женщина была к студентам более чем снисходительна. Н.М. Грошко была дочерью россошанского священника  М.А. Олейникова и начинала свою педагогическую деятельность в земском начальном училище еще до революции.

Четкость и лаконичность мышления пытался привить математик Алексей Иванович Сариджа. Он прекрасно знал свой предмет и преподносил на своих уроках сложные математические понятия наглядно и доходчиво. К нерадивым он был беспощаден, но и сильным учащимся, поленившимся выучить урок, спуску не давал.

Еще более категоричной и неумолимой была преподаватель английского языка Ольга Ивановна Федоровна. Говорили, что до революции она имела свой пансионат для обучения благородных девиц и не раз бывала в британской столице. Ольга Ивановна не забывала подчеркнуть, что у нее чисто «лондонский прононс» это значит произношение.

На уроках черчения Марка Петровича Семенченко всегда  царила сосредоточенно-деловая обстановка. В 36-й аудитории, самом просторном помещении главного корпуса, студенты усердно трудились над черчежами за трофейными складными столами, которые достались техникуму от штурманской службы немецкой авиачасти, располагавшейся в Россоши во время оккупации. В летнее время Семенченко надевал белый пиджак, на котором по праздникам на полосатой ленте висел Георгиевский крест, полученный им за участие в сражениях Первой мировой войны.

Другой участник империалистической и Великой Отечественной войн Петр Алексеевич Серегин преподавал военное дело. В 1952 году с этим исключительно преданным своей профессии человеком случилось несчастье. Во время новой волны репрессий он попал под подозрение тогдашним «органам». Будучи уже пожилым человеком, Серегин не выдержал первых намеков на преследование, попал вскоре в психиатрическую больницу, где и умер несколько месяцев спустя.

Интересно проходили занятия по неорганической, органической, аналитической, физколлоидной химии, биохимии, которые вели сестры Мария Павловна и Антонина Павловна Геньба и Прасковья Иосифовна Максимова. Микробиологию успешно  постигали с помощью преподавателя Михаила Михайловича Максимова. На лабораторных занятиях по микробиологии после посевов в чашках Петри студентам приходилось, вооружившись микроскопами, распознавать «миллион двести тысяч паразитов» это была любимая поговорка учителя.

НАЗАД